Регистрация
Сила влияния нравственного выше всяких сил
Николай Васильевич Гоголь
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 17

Версия для слабовидящих

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Анализ своего урока учителем - это мысленное разложение проведен­ного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществлен­ным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа:

Первый этап:                                

1 - каковы первые впечатления;

2 - какая общая оценка урока;

3 - какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);

4 - доволен(недоволен)собой;

5 - все ли задуманное выполнено, или многое не успели;

6 - доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;

7 - какова дисциплина на уроке и др.

Второй этап:

1- достигнуты ли на уроке поставленные задачи;

2 - оптимально ли протекал учебный процесс;

3 - целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и разви­тие учеников;

4 - формировался ли познавательный интерес школьников;

5 - достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навы­ков учащихся;

6 - соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.);

7 - как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;

8 - удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли пси­хологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;

9 - довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения уро­ка;

10 - что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

 

Основные требования к анализу урока учителем

1.     Цель и задачи анализа.

2.     Место разбираемого урока в системе уроков темы.

3.     Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, норма­тивных требований и методических рекомендаций.

4.     Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.

5.     Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.

6.     Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

7.     Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, со­держания, методов и средств.

8.     Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.

9.     Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различ­ных этапах урока.

10.  Выполнение намеченных задач урока.

11.  Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.

12.  Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь.

13.  Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).

14.  Объективность оценки учителем результатов своего урока.

15.  Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.

16.  Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.

 

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1.     Какими требованиями руководствовался.

2.     Как учтена взаимосвязь уроков в теме.

3.     Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых.

4.     Как определил триединую задачу урока.

5.     Как спланирована деятельность учащихся.

6.     Правильно ли подобран учебный материал к уроку.

7.     Какие приемы и методы работы учителя и учащихся, как они оправ­дали себя, если нет, то почему.

8.     Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, если нет, то почему.

9.     Что на уроке способствовало развитию познавательных способно­стей, что это доказывает.

10.  В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педа­гогическая ценность.

11.  Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспи­тания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения.

12.  Как был предвиден ход урока, как оправдан.

13.  Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников. Как они были преодолены. Причины затруднений. Пути устранения.

14.  Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему.

15.  Оценка результативности урока.

16.  Доволен ли уроком.

17.  Направления совершенствования урока.

 

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

Общие сведения

1 - класс;

2 - дата проведения урока;

3 - тема урока;

4 - задачи урока.

Оборудование урока

1- какие средства обучения использованы;

2 - подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

3 - как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1- соответствует ли содержание программе, задачам урока;

2 - проведена ли его дидактическая обработка;

3 - формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

4 - с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навьпп3 формировались и закреплялись на уроке;

5 - как материал урока способствовал развитию творческих сил и спо­собностей учащихся;

6 - какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

7 - как осуществлялись межпредметные связи;

8 - способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1- какой тип урока избран, его целесообразность;

2 - место урока в системе уроков по данному разделу;

3 - как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

4 - каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;

5 - соответствие структуры урока данному типу;

6 - как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

2 - в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

3 - как реализовался принцип доступности обучения;

4 - с какой целью использовался каждый вид наглядности;

5 - как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

6 - как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

7 - в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

8 - какой характер познавательной деятельности преобладал (репродук­тивный, поисковый, творческий);

9 - как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;

10 - как стимулировалось положительное отношение учащихся к уче­нию.

Методы обучения

1- в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

2 - каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

3 - какие методы способствовали активизации учения школьников;

4 - как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечи­вала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;

5 - какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1- как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

2 - как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, класс­ная;

3 - осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

4 - как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

5 - правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

6 - как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

7 - какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

8 - как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1 - умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

2 - показ учащимся рациональных способов учебной работы;

3 - определение объема учебного материала на урок;

4 - поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократ-ий или авторитарный), объективность;

5 - роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1- организованность и активность на разных этапах урока;

2 - адекватность эмоционального отклика;

3 - методы и приемы работы и уровень их сформированности;

4 - отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;

5 - уровень усвоения основных знаний и умений;

6 - наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1- выполнение плана урока;

2 - мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и разви­вающей задач урока;

3 - уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

           а.усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

           б.применение в аналогичной и сходной ситуации;

           в.применение в новой ситуации, т.е. творческое;

4 - общая оценка результатов и эффективности урока;

5 - рекомендации по улучшению качества урока.

Примерная схема анализа урока проблемнo-развивающего типа обучения
(схему можно использовать и для самоанализа)

1- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

2 - внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

3 - организационные действия учителя (при необходимости);

4 - планирование учителем и сообщение учащимся образовательных и развивающих задач урока;

5 - актуализация знаний и способов деятельности учащихся;

б - какие методы проблемного обучения использовались учителем (по­исковые, исследовательские, проблемное изложение);

7 - применение проблемных методов в учении школьников;

8 - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

9 - объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

10 - учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны бли­жайшего их развития;

11- подходы повышения у учащихся положительной мотивации учения;

12 - постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

13 - владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

14 - соблюдение правил постановки учебной проблемы;

15 -использование учебника, соотношение репродуктивной и частично­-поисковой работы с ним;

16 - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

17 - формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

18 - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

19 - умения учащихся осуществлять логические операции;

20 - развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

21- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они устранены;

22 - соблюдение требований проблемно-развивающего обучения в до­машней работе учащихся: какие задания были предложены (на про­должение исследования начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на примене­ние знаний и умений в новой, ситуации, на самостоятельное теорети­ческое осмысление);

23 - учет учителем индивидуальных особенностей, способностей, подготовленности учащихся и предложение дифференцирован­ных заданий;

24 - что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;

25 - общая результативность урока.