Регистрация
Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти
Томас Шаш
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 16

Версия для слабовидящих

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

1.     Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.     Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источни­ков. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.     Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет по­иск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для само­стоятельной работы.

4.     Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контро­лирует себя.

5.     Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропус­кает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6.     Ученик не может воспроизвести определения понятии, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятии, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятый. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответ­ствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учебнике, а те, которые сигнализируют о том, на какого уче­ника и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

 

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

1.     наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на ус­пехи и неудачи;

2.    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

3.     обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении са­мостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблю­дает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

 

Основные признаки неуспеваемости учащихся

1.     Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятый, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2.     Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведен­ное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.

3.     Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных ка­честв, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

 

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим школьникам

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование по­вторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учеб­ной деятельности и др.).
  5. Различные формы взаимопомощи.

6.     Дополнительные занятия с учеником учителя.

 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

 

1.     Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.     Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.     Индивидуальный подход к учащемуся.

4.     Специальная система домашних заданий.

5.     Усиление работы с родителями.

6.     Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответст­венности ученика за учение.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

1.      Фамилия, имя, отчество ученика.

2.      Класс.

3.      По каким предметам не успевает.

4.      Поведение ученика.

5.      Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6.      Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

7.     Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

8.     Сколько времени уже длится эта работа.

9.     Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.