Регистрация
Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок
Артур Шопенгауэр
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 43

Версия для слабовидящих

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

 

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается со многими вопросами. Один из них: с чего начать? Казалось бы, знаний, которые получают выпускники педагогических ВУЗов и образовательных учреждений среднего профессионального образования, достаточно. Но молодым учителям не хватает педагогического опыта, который приходит с практикой, а современной школе нужен профессионально компетентный, творчески работающий педагог, оперативно включающийся в инновационные процессы.

 

В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком учителе мечтает каждая школа, именно таким должен быть каждый молодой педагог.

 

ЧТО ПОМОГАЕТ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ НАЧИНАЮЩЕЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.    Наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении. Необхо­димо прислушиваться к мнению каждого учителя, но не спешить е выводами и заключениями. Однако это не означает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает.

2.    Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. Выполнять любое общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает учителю уже с первых шагов педагогической работы утвердиться в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого воспитателя.

3.    Разумная требовательность и педагогический такт. Эти качества ха­рактеризуются и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. Отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому учителю важно как можно больше учиться опыту общения с детьми у опытных учителей, чаще посещать их уроки.

4.    Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. Моральный капитал возвышает человека в любой обстанов­ке, украшает его жизнь, делает человека нужным и интересным.

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. 

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих. 

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику,  над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

6. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

8. Удерживайтесь от излишних замечаний.

9. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

НА ЗАМЕТКУ

Основные пути совершенствования урока

Усиление активности, самостоятельности и творческой деятель­ности учащихся.

Формирование у школьников положительной мотивации и по­требности в знаниях.

Совершенствование структуры уроков.

Применение на уроках активизирующих методов и средств обу­чения.

Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.

Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного ва­рианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуаль­ныx особенностей и возможностей учащихся и учителя).

Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых от­ношений.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты лич­ности.

Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретиче­ской и практической подготовки.

Использование передового педагогического опыта и рекоменда­ций психоло-педагогической науки.

Использование новых педагогических технологий.

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

 

1.     Учет особенностей учащихся класса:

a успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, ак­тивный и т.п.);

a отношение учащихся к предмету; темп работы;

a сформированность учебных умений; общая подготовленность учащихся; отношение к разным видам учебной деятельности;

a отношение к разным формам учебной работы, в том числе не­стандартным;

a общая дисциплина учащихся.

2.     Учет своих индивидуальных особенностей:

a тип нервной системы;

a коммуникативность;

a эмоциональность при организации учебной деятельности уча­щихся;

a управление восприятием нового учебного материала учащимися;

a умение преодолеть плохое настроение;

a уверенность в своих знаниях, умениях; Ч наличие умений импровизации;

a умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока.

Общие

1)     Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2)     Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно-­популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3)     Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную за­писку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4)     Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5)     Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулиро­вать и зафиксировать ее в плане.

6)     Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, за­помнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7)     Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждаю­щие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8)     Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изу­чения нового материала, а также формирования новых знаний, уме­ний и навыков.

9)     Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осущест­влению задуманного урока.

 

Частные

1)     Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, по­следовательно вести их к намеченным целям.

2)     Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство уча­щихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в спосо­бах организации их деятельности.

3)     Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4)     Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обяза­тельным выяснением, как поняли ученики требования.

5)     Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требо­вание. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6)     Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7)     Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звон­ком, не допускать длинных сентенций, "проработок" отдельных уче­ников.

8)     Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

9)     Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одоб­рять их осведомленность.

 

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1- разработка системы уроков по теме или разделу;

2 - определение образовательно-воспитательно-развивающих            задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

3 - отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;

4 - выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке;

5 - формулирование учебных задач урока;

6 - разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целе­сообразных методов и приемов обучения на нем;

7 - нахождение связей при изучении нового материала с другими пред­метами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;

8 - планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных сиryациях;

9 - подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

10 - проверка оборудования и технических средств обучения;

11 - планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

12 - предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;

13 - приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и сис­тематизациизнаний;

14 - составление списка учеников, знания и умения которых будут про­веряться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности;определение содержания, объема и форм до­машнего задания, продумывание методики домашнего задания;

15 - продумывание форм подведения итогов урока;

16 - планирование внеклассной работы по данной теме;

17 - запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ  МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С УЧАЩИМИСЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Трудности в работемолодого учителя

Реакция учащихся

на недостатки

Способы преодоления

недостатка

Неумение поддерживать

внимание школьников

Отсутствие дисциплины и

работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шалят

Увлекательный рассказ; акти­визация учения школьников

Затруднение в распределении внимания между

всеми учащимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации

с учетом вовлечения в поиск

всех питомцев; правильная

расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение

к учителю

Сочетание требовательности

с доверием

Заигрывание перед

школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность

поступков

Неумение концентрировать внимание на глав-

ном, естественном

Отсутствие стремления к

овладению информацией,

потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной  информации

Неумение соотносить существенную информацию с

содержанием учебника

Ощущение постоянной

перегрузки

Ориентация на овладение

существенной (обязательной)

информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к

восприятию информации

Постоянное нацеливание на

переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы учащихся

Потеря ответственности и

целеустремленности

Чередование различных видов

работы

Невыразительность речи,

неумение правильно

расставить акценты в

процессе подачи информации

Безразличное отношение к

информации учителя

Тщательное продумывание

оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысле­ние

Неумение опираться на

коллектив учащихся

Пассивное поведение части

учащихся

Постоянная конкретизация

заданий с учетом интересов и

возможностей учащихся

Недостаточное внимание

к организации домашнего

задания учащихся

Потеря ответственности в

выполнении установки

педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления

учащимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою

работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие

на уроке

Творческое переосмысление

методов обучения учащихся

соответственно складываю­щейся ситуации

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Деятельность

педагога

Мотивы поведения и

состояния учащихся

Пути устранения

ошибки

Однообразная структура урока

Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса

Структура урока, соответствующая целям обучения школьников

Одергивание и угроза - основные стимулы общения

Неприязненное отношение к

требованиям учителя

Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику

Сосредоточение внимания лишь на отвечающем

ученике

Отсутствие внимания,

скука

Сочетание индивидуальной рабо­ты с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого

ученика (несвоевременное вмешательство в ответ,

постоянное подталкивание или одергивание)

Нервозное состояние

отвечающего ученика

Внимание к логически закончен­ ной информации (вербальной, средствами акцентов на глав­ном, составление плана)

Недооценка или переоценка познавательных

возможностей учащихся

Притупление интереса в

учении

Творческий подход к заданиям

(усложнение или временное

облегчение

 

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Потеря уверенности в

знаниях

Умелое и своевременное по­ощрение интересов учащихся;

постановка их перед фактом

интеллектуального роста

 

Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащимся

Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей

Создание творческой активности

 

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в

работе, неустойчивый

ориентир в учении

Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с

его целями (при опросе, изложении нового, закреплении

 

Противопоставление себя классу

Конфронтация с учителем

Разумная требовательность,

установление деловых отношений

 

Предпочтение словесному методу

Снижение интереса к

информации учителя

Усиление внимания к частично­

поисковым проблемным методам общения

 

Повышенное внимание к проблемному обучению

Неумение строить логически законченный рассказ

Сочетание объяснительно­

иллюстративных и эвристических методов общения

 

Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала(в качестве привлечения дополнительной информации

Неумение применять

наглядность как источник

приобретения новых

знаний

Обоснование путей сочетания

слова учителя и средств на­глядности (по Л.В.Занкову)

 

Формальное отношение к оценке знаний учащихся

Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению

Ознакомление учащихся с критериями оценок

 

Перегрузка учащихся дополнительной информацией

Чрезмерная усталость,

недовольство собой и

учебой

Тщательный отбор дополни­

тельной информации

 

Обезличенный подход к учащимся (безразличие к

их внутреннему миру, маскировка собственных

отношений)

Неуважение педагога как

несерьезного и неответственного человека

Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отно­шениях и в общении

 

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собствен-

ныв силы, негативное

отношение к учению

Переосмысление обязательной

информации с учетом доступно­сти овладения его учащимися; дополнительные индивидуаль­ные занятия (в особых случаях)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Анализ своего урока учителем - это мысленное разложение проведен­ного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществлен­ным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа:

Первый этап:                                

1 - каковы первые впечатления;

2 - какая общая оценка урока;

3 - какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);

4 - доволен(недоволен)собой;

5 - все ли задуманное выполнено, или многое не успели;

6 - доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;

7 - какова дисциплина на уроке и др.

Второй этап:

1- достигнуты ли на уроке поставленные задачи;

2 - оптимально ли протекал учебный процесс;

3 - целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и разви­тие учеников;

4 - формировался ли познавательный интерес школьников;

5 - достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навы­ков учащихся;

6 - соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.);

7 - как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;

8 - удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли пси­хологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;

9 - довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения уро­ка;

10 - что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

 

Основные требования к анализу урока учителем

1.     Цель и задачи анализа.

2.     Место разбираемого урока в системе уроков темы.

3.     Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, норма­тивных требований и методических рекомендаций.

4.     Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.

5.     Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.

6.     Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

7.     Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, со­держания, методов и средств.

8.     Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.

9.     Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различ­ных этапах урока.

10.  Выполнение намеченных задач урока.

11.  Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.

12.  Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь.

13.  Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).

14.  Объективность оценки учителем результатов своего урока.

15.  Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.

16.  Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.

 

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1.     Какими требованиями руководствовался.

2.     Как учтена взаимосвязь уроков в теме.

3.     Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых.

4.     Как определил триединую задачу урока.

5.     Как спланирована деятельность учащихся.

6.     Правильно ли подобран учебный материал к уроку.

7.     Какие приемы и методы работы учителя и учащихся, как они оправ­дали себя, если нет, то почему.

8.     Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, если нет, то почему.

9.     Что на уроке способствовало развитию познавательных способно­стей, что это доказывает.

10.  В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педа­гогическая ценность.

11.  Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспи­тания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения.

12.  Как был предвиден ход урока, как оправдан.

13.  Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников. Как они были преодолены. Причины затруднений. Пути устранения.

14.  Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему.

15.  Оценка результативности урока.

16.  Доволен ли уроком.

17.  Направления совершенствования урока.

 

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

Общие сведения

1 - класс;

2 - дата проведения урока;

3 - тема урока;

4 - задачи урока.

Оборудование урока

1- какие средства обучения использованы;

2 - подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

3 - как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1- соответствует ли содержание программе, задачам урока;

2 - проведена ли его дидактическая обработка;

3 - формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

4 - с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навьпп3 формировались и закреплялись на уроке;

5 - как материал урока способствовал развитию творческих сил и спо­собностей учащихся;

6 - какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

7 - как осуществлялись межпредметные связи;

8 - способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1- какой тип урока избран, его целесообразность;

2 - место урока в системе уроков по данному разделу;

3 - как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

4 - каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;

5 - соответствие структуры урока данному типу;

6 - как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

2 - в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

3 - как реализовался принцип доступности обучения;

4 - с какой целью использовался каждый вид наглядности;

5 - как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

6 - как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

7 - в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

8 - какой характер познавательной деятельности преобладал (репродук­тивный, поисковый, творческий);

9 - как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;

10 - как стимулировалось положительное отношение учащихся к уче­нию.

Методы обучения

1- в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

2 - каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

3 - какие методы способствовали активизации учения школьников;

4 - как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечи­вала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;

5 - какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1- как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

2 - как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, класс­ная;

3 - осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

4 - как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

5 - правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

6 - как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

7 - какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

8 - как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1 - умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

2 - показ учащимся рациональных способов учебной работы;

3 - определение объема учебного материала на урок;

4 - поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократ-ий или авторитарный), объективность;

5 - роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1- организованность и активность на разных этапах урока;

2 - адекватность эмоционального отклика;

3 - методы и приемы работы и уровень их сформированности;

4 - отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;

5 - уровень усвоения основных знаний и умений;

6 - наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1- выполнение плана урока;

2 - мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и разви­вающей задач урока;

3 - уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

           а.усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

           б.применение в аналогичной и сходной ситуации;

           в.применение в новой ситуации, т.е. творческое;

4 - общая оценка результатов и эффективности урока;

5 - рекомендации по улучшению качества урока.

Примерная схема анализа урока проблемнo-развивающего типа обучения
(схему можно использовать и для самоанализа)

1- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

2 - внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

3 - организационные действия учителя (при необходимости);

4 - планирование учителем и сообщение учащимся образовательных и развивающих задач урока;

5 - актуализация знаний и способов деятельности учащихся;

б - какие методы проблемного обучения использовались учителем (по­исковые, исследовательские, проблемное изложение);

7 - применение проблемных методов в учении школьников;

8 - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

9 - объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

10 - учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны бли­жайшего их развития;

11- подходы повышения у учащихся положительной мотивации учения;

12 - постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

13 - владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

14 - соблюдение правил постановки учебной проблемы;

15 -использование учебника, соотношение репродуктивной и частично­-поисковой работы с ним;

16 - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

17 - формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

18 - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

19 - умения учащихся осуществлять логические операции;

20 - развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

21- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они устранены;

22 - соблюдение требований проблемно-развивающего обучения в до­машней работе учащихся: какие задания были предложены (на про­должение исследования начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на примене­ние знаний и умений в новой, ситуации, на самостоятельное теорети­ческое осмысление);

23 - учет учителем индивидуальных особенностей, способностей, подготовленности учащихся и предложение дифференцирован­ных заданий;

24 - что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;

25 - общая результативность урока.

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

1.     Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.     Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источни­ков. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.     Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет по­иск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для само­стоятельной работы.

4.     Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контро­лирует себя.

5.     Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропус­кает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6.     Ученик не может воспроизвести определения понятии, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятии, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятый. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответ­ствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учебнике, а те, которые сигнализируют о том, на какого уче­ника и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

 

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

1.     наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на ус­пехи и неудачи;

2.    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

3.     обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении са­мостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблю­дает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

 

Основные признаки неуспеваемости учащихся

1.     Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятый, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2.     Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведен­ное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.

3.     Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных ка­честв, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

 

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим школьникам

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование по­вторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учеб­ной деятельности и др.).
  5. Различные формы взаимопомощи.

6.     Дополнительные занятия с учеником учителя.

 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

 

1.     Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.     Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.     Индивидуальный подход к учащемуся.

4.     Специальная система домашних заданий.

5.     Усиление работы с родителями.

6.     Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответст­венности ученика за учение.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

1.      Фамилия, имя, отчество ученика.

2.      Класс.

3.      По каким предметам не успевает.

4.      Поведение ученика.

5.      Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6.      Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

7.     Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

8.     Сколько времени уже длится эта работа.

9.     Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.