Регистрация
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем
Конфуций
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 7

Версия для слабовидящих

ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО И ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЕЙ

2017 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Дачное»

Корсаковского городского округа сахалинской области

 «УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________Г.С.Магдич

Приказ № 26-ОД

От 10 мая 2017 г.

 

Программа летнего лагеря дневного пребывания

(оздоровительное направление)

(срок реализации программы – июнь 2017 г)

 

                                                                                                                                     Составлена начальником лагеря

Смольяновой А.С.

 

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

− между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

− педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения МБОУ «СОШ с. Дачное». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Деятельность летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа лагеря универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ДОЛ включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ДОЛ - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации педагогического процесса в рамках проекта:

− принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

− принцип коллективной деятельности;

− принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

− принцип самостоятельности.

ЦЕЛЬ:

Активизация летнего отдыха детей, восполнение физических и психологических сил организма ребенка, создание комплекса условий, необходимых для укрепления здоровья детей во время летнего отдыха.

ЗАДАЧИ:

1.Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

2.Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование экологической  культуры.

3.Воспитывать гражданскую позицию и уважение    к родному краю, к истории страны.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ:

− Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

− Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.

− Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

− Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.

− Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху)

− Принцип  дифференциации  воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей).

− Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

- Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

− Принцип уважения и доверия.

− Принцип  безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Летний  лагерь является лагерем с дневным пребыванием (5,5 часов) для учащихся 1-3-х классов в помещениях МБОУ «СОШ с.Дачное». Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети 7–10 лет по их желанию. Обеспечивается двухразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 20 дней. В лагере  создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная деятельность. Работа организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, гражданско-правовое, нравственно-эстетическое, общекультурное, экологическое.

ФОРМЫ РАБОТЫСМЕНЫ:

Спортивные игры, соревнования, конкурсно - познавательные программы, экскурсии, праздники, викторины.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области здорового образа жизни.

2. Организация разумного отдыха детей и расширение кругозора через развитие интеллектуальных и творческих способностей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации проекта -  сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра «Восхождение на гору Олимп » -  это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Все дни смены объединяются  определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на  промежуточных и итоговых  этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает  условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП СМЕНЫ

Короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
  • проведение инструктажей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП СМЕНЫ

Основной деятельностью основного этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СМЕНЫ

Основной идеей заключительного этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;
  • выработка перспектив деятельности на следующий    год.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Название

дня

План

1

День знакомств

1. Открытие смены. Формирование отрядов.
2. Минутка здоровья «Движение - жизнь!».
3. КТД « Знакомьтесь это мы!».
4. Посещение концерта, посвященного Дню защиты детей «Здравствуй, друг!».г.Корсаков
5. Подвижные игры на свежем воздухе.
6. Кружки занятости по интересам. Отрядное время. Оформление отрядных уголков.

2

Старт мечты

1. Уроки Айболита! – мой рост и мой вес. Измерение антропометрических данных детей.
2. Ароматерапия. Настольные игры.
3. Сюжетно-ролевая игра «Выборы президента отряда».
4. Занятие-тренинг «Первая помощь» .
5. Кружки занятости по интересам. Отрядное время. Оформление отрядных уголков.

3

Ты  да  я, да  мы  с тобой

1. Минутки здоровья «Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость?».
2. Презентация отрядов (общелагерное мероприятие)
3. Час чтения: «Василий Теркин» А.Т. Твардовский.
4. Музыкотерапия. М.И. Чайковский
5. Тематическое мероприятие, посвященное 70-летию образования Корсаковского городского округа.
6. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.
7. Акция «Чистый двор».

4

Политдень

1. Минутки здоровья «Береги зрение».
2. Деловая игра «Я - лидер» (выборы президента лагеря).
3. Устный журнал «Открытый космос».
4. Мульт-терапия.
5. Литературно – музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто…».
6. Подвижные игры на воздухе. Кружки занятости по интересам.

5

День гражданина

1. Минутки здоровья «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья »
2. «Гражданство и гражданин» (беседа с элементами игры).
3. Сказкотерапия
4. Исторический час «Великий полководец».
5. Подвижные игры на свежем воздухе. Кружки по интересам. Отрядное время.

6

День народной мудрости

1. Минутки здоровья «Зелёная аптека».
2. Арт-терапия. Праздник цвета «Акварель».
3. Игровая программа «Жемчужины народной мудрости».
4. Конкурс загадок о растениях и животных Сахалинской области.
5. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.
6. Акция «Чистый двор».

7

День ПДД

1. Минутки здоровья «Первая помощь при ушибах».
2. Ароматерапия. Турнир по шашкам.
3. Игра - соревнование «Знаем правила движения как таблицу умножения».
4. Подготовка к конкурсу детской анимации «Безопасность – это важно»
5. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.

8

День России

1. Минутки здоровья «Закаливание».
2. Мульт-терапия: «Бременские музыканты», «Чебурашка».
3. КТД «Виват, Россия!»
4. Посещение бассейна
5. Кружки по интересам. Отрядное время.
6. Акция «Чистый двор».

9

День доверия

1. Минутки здоровья «Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость»
2. Спортивная игра «Тропа доверия»
3. Сказкотерапия.

4. Информационный час «Телефон доверия».
5. Кружки по интересам. Отрядное время.

10

День смеха

1. Минутки здоровья «Осанка - основа красивой походки».
2. Арт-терапия. Конкурс веселых открыток «Вместе всегда веселее»
3. КТД «Банк веселых затей».
4. Час чтения
5. Спортивное мероприятие «Молодецкие забавы».
6. Кружки по интересам. Отрядное время.

11

День дружбы

1. Минутки здоровья «Безопасное движение по улицам города».
2. Товарищеские встречи между командами отрядов по видам спорта.
3. «Музейная кругосветка»

4. Ароматерапия. Турнир по шашкам.
5. Кружки по интересам. Отрядное время.
6. Акция «Чистый двор».

12

День Сахалина

1. Минутки здоровья «В здоровом теле здоровый дух».
2. Арт-терапия. Оригами.
3. Интеллектуально-творческая игра «Сахалин»
4. Спортивные турниры по национальным видам спорта.
5. Кружки по интересам. Отрядное время.

13

День талантов

1. Минутки здоровья «Первая помощь».
2. Ароматерапия. Настольные игры.
3. Конкурс талантов « Мы самые, самые…»
4. Интеллектуальная игра «Брейн-ринг».
5. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.

14

День пижамы

1. Минутки здоровья «Здоровый сон».
2. Сказкотерапия
3. Конкурс «Песня о пижаме»

4. Художественная мастерская «Пижама XXV века»
5. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.

15

День памяти

1. Минутки здоровья «Правильное питание».
2. Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный…»
3. Игра по станциям «Любовью к Родине дыша».
4. Музыкотерапия. Д.Д. Шостакович
5. Исторический час «ВОв».
6. Кружки по интересам. Отрядное время

16

День музея

1. Минутки здоровья «Вредные привычки».
2. Час чтения: «Сын полка» В.П. Катаев.
3. Экскурсия в музей.
4. Патриотический час «Их подвиги будут жить в веках».
5. Музыкотерапия. М.И. Глинка.
6. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.

17

День Школы

1. Минутки здоровья «Уход за зубами».
2. Исторический час «Школа им. Т.Т. Шерета».
3. Мульт-терапия «Три богатыря».
4. Конкурс стихов и песен «О школе с любовью».
5. Кружки занятости по интересам. Отрядное время.

18

День памяти
 

1. Минутки здоровья «Правила гигиены».
2. Сказкотерапия

3. Литературно-музыкальная композиция «Наша боль. Наша гордость».
4. Конкурс песен «Песни военных лет».
5. Кружки по интересам. Отрядное время.
6. Акция «Чистый двор».

19

День Природы

1. Минутки здоровья «Чистый воздух». Дыхательная гимнастика».
2. Арт-терапия. Оригами.
3. Художественно-экологический проект «Белая березка»
4. Конкурс «Защита стихотворения «Белая береза» С.Есенина.
5. Кружки по интересам. Отрядное время.

20

«За расставаньем будет встреча...»
 

1. Минутки здоровья «Здоровый образ жизни».
2. «Уроки Айболита!» - мой рост мой вес. Измерение антропометрических данных детей.
3. Творческое мероприятие « Наши успехи, наши достижения!»
4. Прощальный концерт «До новых встреч»
5. Кружки по интересам. Отрядное время.
6. Акция «Чистый двор».

 

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение работников лагеря

            Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов.  В соответствии со штатным расписанием  в реализации программы участвуют:

 

Фамилия, имя, отчество сотрудника

Должность

1.

Смольянова А.С.

Начальник лагеря

2.

Клюева Е.О.

Воспитатель

3.

Савостин С.Н.

Воспитатель

4.

Гондина А.К.

Воспитатель

5.

Регор Ж.В.

Воспитатель

6.

Макарова И.С.

Повар

7.

Матюхина Н.А.

Тех. работники

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы необходимо наличие:

  • 5 кабинетов (2 игровых комнаты, 1 комната кружковой работы, 1 раздевалка, 1 сушилка);
  • столовой;
  • спортивной площадки;
  • медицинского кабинета.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации: программы деятельности , плана работы на смену

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Болотникова Н.В. «Занятия с использованием проектно-исследовательской деятельности», Волгоград, 2008

2.Гончарова В.И. «Школьный летний лагерь», Москва, 2004 г.

3.Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г.

4.Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.

5.Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.

6.Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.

7. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.

8.Сценарии мероприятий, разработанные педагогами школы.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Дачное»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

 «УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________Г.С.Магдич

Приказ № 26-ОД

От 10 мая 2017 г

 

Программа   профильного  лагеря дневного пребывания

 (срок реализации программы -  июнь 2017 год)

Программа

составлена

начальником

лагеря

Смольяновой А.С.

 

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст детей: 10-14 лет
Срок реализации: с 5 по 23 июня 2017 года
Информационная карта программы
Полное название программы: Программа летнего лагеря дневного пребывания на базе МБОУ «СОШ с. Дачное»
Цель программы: Развитие личности ребенка, воспитание лучших черт гражданина и патриота России, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей
Направление деятельности: Гражданско-патриотическое

На летние каникулы отводится большая часть свободного времени детей и этот период наиболее благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Направление и содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Программа может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Главная идея программы летнего оздоровительного лагеря это представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Основным направлением программы на смену является гражданско-патриотическое.
Гражданско-патриотическая тематика реализуется наряду со следующими сопутствующими направлениями:
• спортивно - оздоровительное;
• краеведческо – экологическое;
• художественно – эстетическое.
 

Концепция программы
От уровня гражданского образования и патриотического воспитания зависит во многом становление гражданского общества и правового государства в нашей стране. Отношения гражданина России с государством и обществом меняются коренным образом. Гражданин получил больше возможностей реализовать себя, как самостоятельную личность, в различных областях жизни и в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В данных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, совмещающей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Цели и задачи программы
Цель:
- развитие личности ребенка, воспитание лучших черт гражданина и патриота России, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей,
Задачи:
• создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
• создание условий для эффективного патриотического воспитания школьников; формирование работы, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип максимизации ресурсов: в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального) решения поставленных задач.
Направления и виды деятельности
Гражданско-патриотическое направление
Цель: содействовать патриотическому, нравственному развитию учащихся, способствовать формированию и укреплению семейных традиций.
Задачи: развитие мотивационно-ценностного отношения к своей личности и окружающим, развитие организаторских способностей учеников, повышение уровня воспитанности, способствовать развитию стремления к сотрудничеству, развитие коммуникативных навыков, научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, способствовать социализации, воспитывать активную гражданско-патриотическую позицию.
Формы проведения:
• Экскурсия в школьный музей
• Беседа
• Конкурс
• Исторический час
• Театрально-творческие мероприятия
• Устный журнал и др.
Физкультурно – оздоровительная работа
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни, развитие мотивации спортивной деятельности на успех.
Задачи: приучать к выполнению различных режимных моментов, развитие физической активности учеников, воспитывать культуру поведения и соблюдение этических норм в соревновательном процессе, воспитание чувства командного духа.
Основные формы организации:
• Утренняя гимнастика (зарядка)
• Минутки здоровья
• Спортивные игры на площадке
• Подвижные игры на свежем воздухе
• Эстафеты
• Ароматерапия, музыкотерапия, арт-терапия, мульт-терапия, сказкотерапия.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно - эстетическое направление
Цель: организовать работу творческих мастерских.
Задачи: научить организации и планированию своей деятельности сформировать у воспитанников ключевые навыки, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, навыки сотрудничества и т. д., способствовать активизации мыслительной деятельности, развитие познавательной сферы, воспитывать ответственность и стремление к достижению поставленной цели.
Формы проведения:
• Конкурсы
• Коллективно-творческие дела
• Творческие мероприятия
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии).
В летний лагерь предполагается зачислять детей в возрасте от 10 до 14 лет.

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания - это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского оздоровительного лагеря, так и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения; а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое пространство ребенок должен жить в мире общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир и Культура и многих других. И здесь на помощь приходит игра – универсальное педагогическое средство.
Сюжетная линия определяется конкретным педагогическим авторским замыслом - смена проходит в рамках тематической игры.
В летнем лагере отряды имеют свои названия, девизы, символику и атрибутику, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми.
Механизм реализации программы
1. Оздоровительные мероприятия для ребят.
2. Проведение спортивных мероприятий, подвижных игр на воздухе.
3. Проведение упражнений для глаз, осанки.
4. Тематические беседы.
5. Ролевые игры.
6. Конкурсы рисунков.
7. Творческие мероприятия
8. Экскурсии в музей
9. Общение с природой.
В лагере каждый день охватывает разнообразные виды познавательной, спортивной, творческой деятельности, причем с учетом индивидуальных интересов и склонностей. При планировании мероприятий детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимо наличие:

  • 5 кабинетов (2 игровых комнаты, 1 комната кружковой работы, 1 раздевалка, 1 сушилка);
  • столовой;
  • спортивной площадки;
  • медицинского кабинета.

Кадровое обеспечение:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Начальник лагеря:
Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Воспитатели отрядов:
Обеспечивают реализацию плана работы;
Обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
Несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Проводят оздоровительную утреннюю зарядку;
Организовывают и проводят спортивно – массовые мероприятия.
Медицинский работник:
Проводит ежедневный осмотр детей
Беседы о ЗОЖ
Технические служащие (уборка территории)
 

Фамилия, имя, отчество сотрудника

Должность

1.

Смольянова А.С.

Начальник лагеря

2.

Клюева Е.О.

Воспитатель

3.

Савостин С.Н.

Воспитатель

4.

Гондина А.К.

Воспитатель

5.

Регор Ж.В.

Воспитатель

6.

Макарова И.С.

Повар

7.

Матюхина Н.А.

Тех. работники

Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач.
Виды КТД:
1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
6. Спортивные дела (зарядки, веселые старты, футбол и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1часть (1неделя) путешествие: В прошлое своей Родины

1       день

1.Организационная линейка

2. Формирование отрядов Выборы органов самоуправления

3. Игра-знакомство «Это мы»

4.  Игра «Правила бывают разные….» 

2 день

 

1. Запуск колеса истории «Знаем и любим свой край!»

2. Презентация отрядов, конкурс классных комнат, уголков

3.Спортивные состязания 

3 день

 

 

1.Эксскурсия в школьный музей.

2.Конкурс флагов, эмблем отряда «Как корабль назовешь…»;

3. Концерт «Визитная карточка» 

4 день

 

1. Знатоки истории  области

Квест «Остров сокровищ»

2. Военно-прикладная эстафета

3. Отрядные дела

5 день

 

 Мероприятие «Мой  район  и село,  в  котором я  живу»

2. «Колокола России»

3. Конкурс патриотической песни. 

6 день

 

3. Итоговое мероприятие « Великое прошлое»

2. «Пешком в историю» видеоэкскурсия

3.Отрядные дела

2часть - путешествие: настоящее  своей Родины (люди, события, факты)

7 день

1. Творческий день «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ»

2. «Посеешь привычку - пожнёшь характер» 

8 день

 

1.Открытие спартакиады  «О, СПОРТ,  ТЫ   МИР!»

2. Посещение бассейна

3. Эстафеты

9 день

1. «Красивые эти руки и впрямь чудеса творят»

Творческая мастерская

2. Тематическая программа «Твоя малая Родина»

 3. «Жизнь без вредных привычек»

10 день

1.Конкурс стихов «В краю родном» 

2.Творческая мастерская

11 день

 

1. Торжественная линейка «Как это было».

2. Концерт «Великая Россия»

3.просмотр фильма

12  день

1. Итоговое мероприятие « Люди, события факты»»

2. «конкурс рисунков «Мой край».

3.Отрядные дела

часть: 3 часть: (будущее России) «Родина мною гордится!»

13 день

1. Торжественная линейка « Родина мною гордится!»

2. Военно-спортивная игра «Зарница».

3.Программа «Наши песни» 

14  день

ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ СМЕНЫ

1.     Тожественная линейка закрытия смены

2.     Творческий концерт,Выставка творческих работ.

3. Подводим итоги, награждаем лучших.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотникова Н.В. «Занятия с использованием проектно-исследовательской деятельности», Волгоград, 2008
  2. Гончарова В.И. «Школьный летний лагерь», Москва, 2004 г.
  3. Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г.
  4. Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.
  5. Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.
  6. Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.
  7.  Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.
  8. Сценарии мероприятий, разработанные педагогами школы.