МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯПДД
Регистрация
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов
Жан-Жак Руссо
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Методическая разработка внеклассного мероприятия СИЛЕНОК ЕЛЕНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ, учителя начальных классов МАОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области по Правилам Дорожного Движения

(данное мероприятие рассчитано на 3 часа)

Станция №1 «МЫ И ТРАНСПОРТ».

Цели занятия:

1. Рассказать об истории транспорта, видах транспорта.

2. Проанализировать, почему происходят дорожно-транс­портные происшествия.

3. Рассказать об интенсивности и скорости движения город­ского транспорта.

4. Закреплять ПДД на основе различных ситуаций.

Оборудование: плакаты с опасными ситуациями на дорогах, обучающие ролики, слайды - виды транспорта, презентация «Автомобиль. Дорога. Пешеход».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организация класса.

Учитель: Добрый день, друзья! Какое у вас настроение? Это очень хорошо, что хорошее. Ребята, мы с вами начинаем серию классных часов по ПДД, а именно совершим увлекательное «Безопасное» путешествие по трем станциям. Желаю всем приятных открытий и веселого настроения. Итак, мы начинаем!

2. Работа над новым материалом.

(ПОКАЗ РОЛИКА №1 «Безопасность – это важно»)

Учитель: Как вы понимаете слово «Безопасность»?

Дети: Осторожность, сохранение своей жизни, выполнение определенных правил.

Учитель: Что такое безопасность на дороге?

Дети: соблюдение правил дорожного движения.

Учитель: Назовите участников дорожно- транспортных проишествий (ДТП).

Дети: Транспорт, пешеходы, водители.

   Учитель:    Много-много лет тому назад не было никаких ав­томобилей, и люди передвигались по земле только на лошадях, запряженных летом в телегу, а зимой - в сани. Вихрем носились кареты богатых и знатных людей, а кучера кричали: «Дорогу! Ос­вободите дорогу! Прочь с дороги!» - разгоняли     прохожих, а того, кто замешкался, били кнутом.

(показ слайдов )

       Учитель: Такое самоуправство кучеров стало столь распространен­ным, что царю Петру I пришлось издать специальный указ, запре­щающий битье кнутом всех подряд. Если кучер наезжал на крепо­стного крестьянина и хлестал того кнутом, то кучеру это проща­лось. Другое дело, если он наезжал на знатного человека. Тогда кучера самого секли на конюшне розгами. Это были первые по­пытки регулирования дорожного движения.

(показ слайдов «Экипажи и их сходство с 1-ми автомобилями)

       Учитель: С развитием городов и появлением автомобилей в Англии были введены правила, по которым впереди движущегося автомо­биля должен был бежать человек и предупреждать прохожих об опасности. Сейчас нам даже представить невозможно, чтобы перед каждым автомобилем бежал человек.   

     Учитель: Позже на центральной площади Лондона был установлен механический железнодорожный семафор. Управлял им слуга.

- Посмотрите на наши улицы сегодня. Что мы видим?

(Показ слайда.)

Дети: Автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и т. д.

Учитель: Да, весь этот транспорт различен по назначению, габаритам и передвигается с разной скоростью. Автомобили можно классифицировать следующим образом:

(презентация «Виды транспорта»)

 

    Учитель:К специальным автомобилям относятся: автокраны, пожар­ные, медицинские и др.

    Грузовые автомобили предназначаются для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности.

     Пассажирский транспорт включает в себя легковые автомо­били, трамваи, троллейбусы, автобусы.

     Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя.

     Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (обществен­ному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пасса­жиров по определенным маршрутам по расписанию.

       Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров и под­разделяются на городские, пригородные и междугородние.

      Железнодорожный транспорт служит для перевозки пасса­жиров и грузов по рельсовым путям с помощью тепловозов и элек­тровозов.

3. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем,

 Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

 Приглашая вас в свой дом.

 Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

 

4. Продолжение работы над новым материалом.

 Учитель: Легковые машины, грузовики, автобусы каждый   день видим мы на улицах. И не просто видим, мы ездим в них, пе­реходим через дороги, по которым они мчатся. В общем, автомо­биль - это сосед любого жителя города. Но сосед очень опасный.

     Число несчастных случаев на дорогах, к сожалению, не уменьшается, а растет. И вот что грустно - чаще всех под колеса автомобилей попадают дети. Чтобы избежать беды, надо соблюдать правила безопасного поведения на улицах. Сейчас посмотрим  ролик.

(Показ ролика №2 «Дети на дороге»)

 Учитель:  Что вам понравилось?

Дети:  Нам понравились выступления детей г. Корсакова, их рассказ о ПДД  во время перехода улицы, проезжей части и т.д.

 Учитель: Как вы думаете, зачем, с какой целью этим занимаются дети?

Дети: Чтобы научить ребят других школ правилам дорожного движения.

Учитель: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру.

 (игра  «Запрещается - разрешается»)

 Учитель:  В стихотворение добавьте нужное слово - «разрешается» или «запрещается», отвечаем хором:

 

- И проспекты и бульвары -

 

Всюду улицы шумны.

 

Проходи по тротуару

 

Только с правой стороны!

 

- Тут шалить, мешать народу

Дети:

Запрещается!

 

- Быть примерным пешеходом

Дети:

Разрешается!

 

- Переход при красном свете

Дети:

Запрещается!

 

- Если едешь ты в трамвае

 

И вокруг тебя народ,

 

Не толкаясь, не зевая,

 

Проходи скорей вперед.

 

- Ехать «зайцем», как известно,

Дети:

Запрещается!

 

- Уступить старушке место

Дети:

Разрешается.

 

- Если ты гуляешь просто,

 

Все равно вперед гляди,

 

Через шумный перекресток

 

Осторожно проходи!

 

- При зеленом свете даже детям

Дети: Разрешается!

(Показ ролика №3 «Безопасность на дороге. Дети»)

5. Итог.

Учитель: О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

 

Дети: О том, когда появился транспорт, его  видах  и о том, как избежать ДТП.

Учитель: Какие бывают виды транспорта?

Дети: Автомобили бывают транспортные и специальные. Транспортные - грузовые и пассажирские. Пассажирские - авто­бусы и легковые.

Учитель: Ребята, а кто может сказать,  почему инспекторы ГАИ советуют детям прикре­плять к ранцам или портфелям светоотражатели?

Дети: Чтобы водитель издалека видел пешехода.

Учитель: Давайте  вместе с вами выберем название для этой станции и обозначим  её  в тетрадях для классного часа.

Дети: «Выполняй  ПДД», «Дети на дороге»,  «Осторожно, авто!», «Безопасность – это важно», «Мы и транспорт»  и т.д.

Учитель: Какое название наиболее подходит для нашей 1-й станции?

Дети: Мы считаем, что «Мы и транспорт» так как сегодня много узнали о транспорте, об истории  развития авто…

Учитель: Правильно, молодцы! Я с вами согласна. Сегодня на занятии были моими помощниками …

Всем спасибо!

6. Домашнее  задание: Нарисовать к следующему занятию рисунки на тему «ПДД. Внимание,

 

Занятие  №2

Станция №2 «МЫ И ВЕЛОСИПЕД».

Цель:

- познакомить с устройством велосипеда;

- формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении на велосипеде;

- научить их правилам обращения с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих.

- повторить дорожные знаки для велосипедистов.

 

Оборудование: сборник роликов «Чрезвычайные приключения Ромы и Юли», кроссворды, презентация «Инструктаж по Правилам дорожного движения», слайды «Устройство велосипеда».

Ход проведения

 

1. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель:  Тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку.

                                         Сам не едет, ни идет.

                                         Не подержишь – упадет.

                                         А педали пустишь в ход –

                                        Он помчит тебя вперед.

                                                                         (велосипед)

 Учитель: Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

Дети: правилам дорожного движения на велосипеде, поделимся своим опытом езды на велосипеде.

 

2. Рассказ учителя и его беседа с учениками.

Учитель:  Ребята, поднимите руки у кого есть велосипед?

(руки подняли 8 учеников из 11)

 

Учитель: Трудно представить себе, особенно весной и летом, улицу без велосипеда. Велосипед – удобный, маневренный, доступный вид транспорта – чрезвычайно привлекает ребят, и пожалуй, ни в одной семье, где есть мальчики, без велосипеда не могут обойтись.

(показ слайда «Велосипед»)

  Учитель: Его  покупают как подарок «за хорошую учёбу и примерное поведение», ко Дню рождения, забывая, к сожалению, приобрести к этому нужному подарку книжечку «Правила дорожного движения». А в них велосипеду отводится специальная глава, о чём не знают ни родители, ни дети.

     Учитель: Запишите в своих тетрадях главное правило:

Велосипед – транспортное средство, с 14 лет на нём можно ездить наравне с КамАЗом, автобусом, троллейбусом.  

    Велосипедист должен знать основы безопасности движения, иметь достаточные навыки практической езды на этой «паре легких колёс».

Учитель: Ребята, кто знает, как правильно выбрать себе велосипед?

Дети: Маленьким детям до 4-х подойдет трехколесный велосипед, постарше детям – невысокий 2-хколесный, а подросткам – взрослый.

Учитель:  Правильно, велосипед нужно подбирать по росту ребенка, а ещё раньше подарить книжечку «ПДД», и вместе с родителями разобрать, что можно и чего нельзя делать на велосипеде.

Учитель:  Ребята, как вы думаете, где нужно учиться безопасной езде?

Дети:  Во дворе, на площадке, па поле…

Учитель: Правильно, в тех местах, где много места и безопасно и для водителя велосипеда, и для пешеходов.  А учиться нужно постепенно – от простых элементов к сложным:

- езда по прямой линии;

- «змейка», «восьмёрка», коридор»;

- управление одной рукой.

Учитель: Кто из вас сможет показать схематично эти элементы езды?

(ученики на доске рисуют элементы)

Учитель: Какие правила движения на велосипеде вы знаете и соблюдаете?

 

Дети: Детям до 14 лет запрещено выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги.

 

Учитель: Правильно, а еще ездить по тротуару или пешеходной дорожке тоже запрещено - можно задеть прохожих или играющих детей.  Поэтому кататься можно только во дворах домов, на стадионах, детских или спортивных площадках. Учиться ездить на велосипеде надо там, где нет движения автомобилей и пешеходов.

 

3. Физкультминутка.

 

 Учитель: Как вы думаете, является ли водителем ребенок на велосипеде?

Дети: Ребенок на велосипеде считается водителем. Поэтому водителям велосипеда необходимо знать устройство и постоянно поддерживать свой транспорт в исправном состоянии.

 

Учитель: Назовите  детали  велосипеда, из чего он состоит?

Дети: Руль, звонок, сиденье, цепь…

Учитель: Верно, а еще у велосипеда есть детали…

(Показ слайда «Устройство велосипеда»)

1– тормоза

2– руль

3– сигнал

4– светоотражатель

5– фонарь

6– сиденье

7– цепь

8– обод колеса

9– шина

10– ось (втулка колеса)

11– педаль

Учитель: У этих транспортных средств должны быть накачаны шины и укреплено сиденье, должны быть исправными педаль тормоза, звонок, руль.

А что еще нужно велосипедисту, особенно в дальней поездке?

 

 Дети: Насос и сумка с инструментами.

 

 Учитель: Разрешается ездить на велосипеде, только держась за руль обеими руками. Нельзя перевозить на багажнике пассажиров и буксировать другие велосипеды.  Как вы думаете, почему?

 

Дети: Это может быть опасно для пассажиров и водителя.

 

Учитель: Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без причины - это мешает жильцам домов. Кроме того, если постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода.

 

Учитель: Как вы думает, почему категорически запрещается цепляться за проезжающий мимо транспорт?

 

Дети: Это очень опасно, можно попасть в ДТП или разбиться.

Учитель: Почему запрещается перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более чем на полметра в длину или ширину?

 

Дети: Они мешают машинам, которые едут за этими машинами, а еще можно нанести травму, задев пешехода.

Учитель: Какие дорожные знаки для велосипедистов вы знаете? Расскажите о них.

 

(Показ слайда «Велосипедная дорожка»

«Движение велосипедистов запрещено») из презент. №2. Инструктаж по ПДД.

 

Учитель: Почему вы должны знать и соблюдать правила движения на велосипеде?

Дети: Мы  – велосипедисты и должны  не нарушать правила дорожного движения.

Учитель: Правильно, а сейчас посмотрим ролик.

 

                        (ВИДЕОРОЛИК «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы.            Велосипед. Ролики. Скейтборды»)

Учитель: Что вам запомнилось, понравилось?

Дети: Обучение езды на велосипеде, роликах, скейтборде должно проходить на закрытой площадке, Юля больше знает о ПДД, научит Рому правилам…

 

  Учитель: Велосипед – самое беззащитное транспортное средство на дороге. Автомобиль при столкновении с велосипедом скорей всего уцелеет, а велосипед и велосипедист пострадают. Даже незначительное по силе столкновение с движущимся транспортом смертельно опасно для велосипедиста.

 Учитель: По данным статистики, виновниками ДТП В 70 случаях из100 оказываются сами дети, катающиеся на велосипедах, роликах или скейтбордах и забывающиеся об осторожности.

Наиболее частые причины несчастных случаев с велосипедистами:

  1. Плохое знание правил ПДД и вследствие этого их нарушение;
  2. Несоблюдение безопасного расстояния между велосипедистом и автомобилем;
  3. Недостаточная видимость велосипедиста на дороге в тёмное время;
  4. Внезапный выезд велосипедиста на дорогу из дворов или из-за стоящего на обочине транспорта.

В России из каждой сотни малолетних велосипедистов, попавших в ДТП, погибают 18. Ребята, будьте осторожны!

4. Итог занятия 

Учитель: Вот и завершилось наше путешествие на станции «Мы и велосипед».

 

5.Творческое задание. Составление памятки «Правила движения на велосипеде».

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия и составим памятку у себя в тетради.

(запись в тетради)

Для  безопасной езды на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде следует:

- строго выполнять правила дорожного движения (для начала их надо выучить);

- кататься в пределах двора или по специальным дорожкам, отделенным от проезжей части.

Учитель: Ребята, продолжите этот список безопасности самостоятельно.

Учитель: Правильно, молодцы! Я с вами согласна. Сегодня на занятии были моими помощниками …  Всем спасибо!

6.Домашнее  задание: Нарисовать по желанию к следующему занятию рисунки на тему «ПДД. Мой друг - Велосипед», можно дорожные знаки для велосипедиста, а можно написать сочинение – миниатюру по теме «ПДД или  составить кроссворд.

Занятие  №3

Станция №3  «Приятное  ЗНАКомство».

Цели и задачи: • знакомство учащихся с новыми понятиями «информационно-указательные знаки», «запрещающие знаки», «пре­дупреждающие знаки»;

• расширение словарного запаса учащихся;

• развитие понимания и осмысления дорожных знаков;

• формирование целостности восприятия дорожной среды;

 

 Оборудование:

• сюжетные иллюстрации различных ситуаций на дорогах;

• карточки с новыми понятиями: «запрещающие знаки», «предупреждающие знаки», «информационно-указатель­ные знаки»;

• рисунки дорожных знаков

- слайды «Дорожные знаки», «Весёлые тесты».

 

 Ход занятия

1. Сообщение темы и цели.

 Учитель: Сегодня у нас будет заключительное занятие по ПДД. Вначале мы повторим значение некоторых дорожных знаков, опре­делим их практическое использование в жизни каждого че­ловека, а подведем итоги, выполним тесты по ПДД.

2.  Рассказ учителя и его беседа с учениками.

Учитель:

 

 Учитель: Что такое улица?

Дети: Это место, где ездит  транспорт и ходят пешеходы.

 

Учитель: Улица к нам пришла издалека. Она шла по земле через горы, леса, долины. Тогда её ещё никто не называл улицей. Её назвали просто дорогой. Но дорога пришла в город, и её обступили дома, где живёт много людей. Так появилась улица.

 Учитель: Сколько улиц в нашем селе?

Учитель: А что делается с улицей за селом?

 

Дети: Дорога продолжается, но превращается в про­селочную дорогу.

 

 Учитель: Чем отличается улица от проселочной дороги?

Учащиеся: Улица покрыта асфальтом.

 

Учитель: Что характерно для улицы?

 

Учащиеся: По улице ходят пешеходы, ездит транспорт.

 

 Учитель: Кого называют водителем, кого пешеходом?

 Учащиеся: Водитель управляет машиной, а пешеход пере­двигается по улице пешком.  

Учитель: А сейчас я предлагаю провести викторину. От­ветьте на вопросы.

(вопросы к викторине на доске, ученики по одному выходят и выбирают себе вопрос, не читая его заранее)

- Герой сказки «По щучьему веленью» Емеля был води­телем или пешеходом? (ВОДИТЕЛЕМ)

- Каким транспортным средством пользовалась Золушка? (КАРЕТОЙ)

- Назовите двух- или трёхколёсное транспортное средст­во, водителями которого вы можете стать. (ВЕЛОСИПЕД)

- Назовите одним словом людей, которых везут в такси, трамвае, троллейбусе, автобусе, машине. (ПАССАЖИРЫ)

- Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (ТРОТУАР)

- Как пешеходы должны ходить по тротуару? (СПРАВА, НЕ ТОЛКАЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ)

- Что самое трудное в пешеходном деле? (СОБЛЮДЕНИЕ ПДД, ОСТОРОЖНОСТЬ)

Учащиеся отвечают на вопросы викторины.

3. Работа над новым материалом.

Учитель:

Правил на свете немало

Все бы их выучить вам не мешало,

Но основное из правил движения

Знать, как таблицу должны умножения,

На улице — не в комнате —

 О том, ребята, помните!

Почему светофор так называется?

(презентация «Школа светофорных наук» начало)

Дети: Потому что он излучает свет, точнее красный, желтый, зеленый.

 

Учитель: Послушайте интересные сведения о светофоре. Светофор старше автомобиля приблизительно на 18 лет. Первый светофор появился в Лондоне более 150 лет назад, он был газовый, и в нем зажигались только два цвета: крас­ный и зелёный. В России первый светофор появился в 1929 году.

 

Учитель: чем отличаются современные светофоры, установленные на перекрестках городов?

 

Дети: Современные светофоры трехцветные, еще есть светофоры для пешеходов, они 2-х цветов: зеленый и красный сигналы.

 

Учитель: А если нет светофора, что поможет водителю и пешеходу соблюдать ПДД на улице населенных пунктов и за  пределами?

Дети: Дорожные знаки.

 

4. Физкультминутка.

Учитель: Правильно, прочитайте тему сегодняшнего классного часа, что вы заметили? Зачем я выделила часть слова заглавными буквами?

 

Дети: На 3-й станции нашего путешествия мы будем говорить о дорожных знаках.

 

Учитель: На доске перед вами иллюстрации дорожных знаков. Внимательно рассмотрите их. Назовите эти дорожные знаки. Почему они разной формы?

                 (Заслушиваются ответы учащихся)

 Учитель: На какие группы можно разделить эти дорожные знаки.

 

Учащиеся: Запрещающие знаки. Предупреждающие зна­ки. Информационно-указательные знаки.

 

 (Учитель помещает на доску карточки со словами: «запрещающие знаки», «предупреждающие знаки», «информационно-указательные знаки»)

 

            Показ слайда «Запрещающие знаки», «Предупреждающие», «Предписывающие» из презентации «Виды транспорта. Дорожные знаки»

 

Учитель: Почему их так назвали? Что у этих знаков общего?

 

Дети:Запрещающие знаки округлой формы с красным ободком, устанавливают их там, где нельзя совершать действия, которые на них указаны.

 Предупреждающие знаки треугольной формы, они «ПРЕДУПРЕЖДАЮТ» водителя об опасностях, изменении направления дороги и т.д.

 Предписывающие знаки оповещают и помогают, они тоже округлой формы, но бело- синего цвета.

5. Итог занятия.

 Учитель: Молодцы, ребята.  А сейчас посмотрите на картинку. Какие дорожные знаки должны быть установле­ны в указанных местах?

(показ слайдов из презентации «Школа светофорных наук. Продолжение)

 

 Учитель: Ребята, когда вы идете в школу, на своем пути не увидите ни светофора, ни дорожных знаков, так как в с. Дачное  одна центральная дорога.  Расскажите, как выбрать «Безопасный» путь от дома до школы?

 

Дети: Идти в школу нужно по обочине, придерживаясь левой стороны, чтобы водители видели пешеходов.

Учитель: Молодцы! А какие правила для пешеходов нужно соблюдать в городе? 

 

Дети: Передвигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Идти спокойно, не кричать, не размахивать руками.

 

Учитель: Правильно. А сейчас выполним тесты по ПДД, будете записывать в своих тетрадях по классным часам.

  Выполнение тестов ( презентация-вопросы  в приложении)

 

Учитель: Ребята, когда я проверю ваши тесты, все станет понятно, кто из вас знает ПДД, а кому-то может нужна помощь.

 

Учитель: Вот и завершилось наше  «Безопасное» путешествие . Без вашей помощи оно не стало бы увлекательным.

     Какая станция вам показалась наиболее актуальной и интересной? Какие открытия вы для себя сделали?  Мне было очень приятно с вами работать, всем спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Файлы (всего: 6)
Файлы (всего: 6)
файл
pptx
1.03 MB
презент №2.pptx
файл
pptx
985.56 KB
презент, вид ТРАНСПОРТА, ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.pptx
файл
pptx
3.23 MB
презентация. Школа светофорных наук..pptx
файл
docx
86.3 KB
слайд. Велосипед.docx
файл
pptx
997.89 KB
ТЕСТ. итог.занятие №3.pptx
файл
mpg
93.62 MB
ролик №2. Дети на дороге..mpg