Регистрация
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель
Адольф Дистервег
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 8

Версия для слабовидящих

Совершенствование форм и методов преподавания предмета_Технология_в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока

Актуальность темы самообразования: приоритетным направлением МБОУ «СОШ с.Дачное» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование я рассматриваю как  необходимое условие профессионального мастерства, объединяя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.

 Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии.

 Задачи: - изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
              -  изучить опыт других педагогов;

        - овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в  учебно-воспитательный процесс;

-   вести мониторинг саморазвития школьников.

 Предполагаемый  результат: 
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета.

2. Разработанные  календарно — тематического планирования с применением проектного метода на уроках технологии.

3. Разработка  дидактических  материалов.

4. Выступление на методическом объединении.

5. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков.  

6. Организация выставок творческих проектов учащихся.

7. Участие в дистанционных олимпиадах федерального уровня.

 

План мероприятий

Содержание работы

План мероприятий

2013 -2016 учебный год

Диагностический этап

1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 
4. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
5. Изучение опыта ведущих учителей. 

1.Изучение учебно-методической литературы в интернет - сети, в профессиональных газетах и журналах.
2. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей в области обучения и воспитания.
3. Участие в школьном методическом объединении.
4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях
5. Посещение  уроков  коллег.
  

 

 

Практический этап

1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
 

1. Курсы повышения квалификации по программе «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе» 108 часов.

2. Разработка и реализация программы по предмету «Технология» в 5-11 классах.

3. Разработка и реализация творческих проектов учащихся (совместная деятельность).

4. Показательная защита творческих проектов учащихся в присутствии комиссии (завучей, классных руководителей).

5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков.
6. Посещение родительских собраний 5-7 классов (знакомство с проектом, разработка и реализация).

7. Внедрение  тестового материала  для подготовки к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде по технологии.
8. Использование возможностей Интернет для участия с обменом опыта в сетевом педагогическом сообществе.

9. Участие творческих проектов детей в выставках, олимпиадах.

Обобщающий этап

1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 

1.Выступление на школьном методическом объединении учителей технологии по теме «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».

2. Проведение обучающего мастер - класса  по теме «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».
3. Профессиональная публикация мастер - класса  по теме  «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока» на сайте Ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с.Дачное» (http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/).

4. Составление и реализация календарно - тематического планирования с применением проектного метода на уроках.     
5. Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. 
6. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, работа на личном сайте.

 Презентация педагогического опыта

Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».

Объектом исследования является процесс формирования и активизации творческого мышления учащихся.

Предмет исследования – метод творческих проектов на уроках технологии.

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.

Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Ведущая педагогическая идея - Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

Технология опыта

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Принцип обучения на моих уроках таков: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас».

При работе над проектом руководствуюсь Алгоритмом проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Практический

Конструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

Практикум

Паспорт проекта

  • Название проекта.
  • Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся.
  • Разработчик проекта. Состав проектной группы.
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вопросы проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • Предполагаемый продукт.
  • Этапы работы над проектом.
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

С учащимися прорабатываем основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.

2. Практический этап.

  • Создание конструкции, моделирование.
  • Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • Технология изготовления продукта проектирования.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.

 

Учу своих воспитанников оценивать свою проектную деятельность по плану:

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, мне пришлось учесть проблемные моменты, которые могли неизбежно возникнуть на пути. Наиболее удачной считаю  методику работы по алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проекты моих учащихся ориентированы на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникальны. Они формируют универсальные учебные действия, и поэтому эффективны. Так же они формируют опыт деятельности, и поэтому незаменимы. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийских и международных олимпиадах школьников по технологии, становятся победителями и призерами.

Результаты освоения учащимися образовательных программ и достижения моих учеников размещены на моем профессиональном сайте http://www.ten-technology.ru/