Регистрация
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем
Оскар Уайльд
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 24

Версия для слабовидящих

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способ­ностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. По­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается ис­кать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Учитель – один из немногих людей, даю­щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

Учителю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способ­ности учащихся. Для полноценного развития ребенка необ­ходимо погрузить его в различные виды твор­ческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Учитель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Не­обходимо освоение таких форм воспитатель­ной работы, которые выявляют  индивидуальные свойства личности, развивают эмоци­ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритет­ные для современных школьников игровые, те­атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Цель моей деятельности как классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе через творческую деятельность.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через творческую деятельность;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

В соответствии с этими задачами я выбрала такие формы работы  по развитию творческих способностей учащихся:

 1. Обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся:

-  индивидуальные: беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.;

-   коллективные: проведение творческих конкурсов,  выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих групп;

2.  Разработка совместно с учащимися программ (кружок «Рисуем нитью», «Юный художник»)

3. Участие в  районных, областных конкурсах, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Мне необходимо было не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

     Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, мне необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться со­временными педагогическими разви­вающими технологиями, ориентиро­ванными на развитие способности учащегося быть субъектом образо­вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимися особенностя­ми.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4.  Принцип «сотрудничества».

                       

Этапы организации работы классного руководителя

  1. На диагностическом этапе были проведены следующие виды диагностических работ:

А) Психологическая диагностика, в процессе которой выявляется:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).

 Данная диагностика помогает найти индивидуальный подход в работе с детьми. По результатам диагностики были  определены направления работы с тем или иным ребёнком.

  Б) Диагностика уровня сформированности навыков рисования;

  В) Диагностика определения творческих наклонностей у школьников. 

    Путем наблюдения и диагностирования был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Проанализированы  противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

           2. Прогностический этап:

На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система внеурочных занятий и мероприятий.

Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности, умеющей видеть и решать проблемы, создавать ситуацию успеха в своем коллективе для себя и для других.

          3. Организационный этап:

         На данном этапе была подготовлена материальная база, методическая литература, дидактический материал, определены условия успешного развития творческих способностей:

  • Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
  • Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей - чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).
  • Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.
  • Четвертое условие успешного развития творческих способностей предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
  • Пятое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе.

          4. Практический этап:

   Классный коллектив был создан в 2008 году.  Я решила провести диагностические исследования уровня творческого потенциала учащихся моего класса в 1 и 4 классах после проведения систематической работы  по развитию творческих способностей.

На этом этапе исследовательской работы был выявлен уровень творческого потенциала младших школьников. Участие детей сводилось к выполнению тестовых заданий. Для оценки уровня творческого потенциала использовался тест-методика для определения творческих наклонностей у школьников.
           В тесте ребята  должны были выбрать один из предложенных вариантов поведения в ситуациях, описанных в Опроснике для определения творческих наклонностей у школьников Савенкова А.И. (приложение №1).

№№ вопросов

Направление исследования

1,5,9,16,21

разнообразие интересов

2,8,11,13,19,24

степень выраженности независимости ребенка

6,7,22

гибкость, приспособляемость

4,12,18

любознательность

10,14,23

настойчивость

3,15,17,20

степень благоприятного влияния семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка

  Опросник определяет 3 уровня творческого потенциала: высокий; средний;  низкий.

          Данные уровня творческого потенциала учащихся 1 класса  представлены в протоколе № 1 (приложение№2).
Из протокола   видно, что у некоторых ребят  уровень потенциала выше среднего (средний показатель 76%), но количество баллов на этом уровне разное. Это подтверждает диагностика уровня творческого потенциала учащихся  на констатирующем исследовании (приложение№3).
Анализ теста говорит о том, что имеют разнообразные интересы 87%, независимость выражена у 39%, гибкость (показатели «средний» + «высокий») у 100%, любознательность   у 67%, настойчивость у 87%, имеют активную поддержку родителей  72%учащихся.
Технология организации работы по развитию творческих способностей исходила из имеющегося личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихся навыков рисования). Уже в середине 1-го класса  были организованы тематические выставки детских работ. На начальном этапе работы была проведена диагностика уровня сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П. и Овчинникова О.В., приложение № 4). Из диаграммы «Мониторинг уровня сформированности навыков рисования» видно, что уровень сформированности на начальном этапе низкий (приложение № 5).  На этом этапе дети учились развивать стратегии творческой деятельности,  стали участвовать в проектной деятельности. Для развития креативного мышления ребятам были предложены развивающие игры, например:

 «Волшебные звуки». Ученикам дают прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру, Скрябина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) передать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания. Под музыку можно так же попытаться представить пейзаж за окном, подробно рассказать о нём или нарисовать.

«Новая жизнь».     Учеников просят принести из дома сломанные игрушки и передать их соседям по парте, чтобы те придумали, как и где её можно использовать. Должны появиться самостоятельные идеи по поводу применения каждого предмета.

«Мой мир».   Ученикам предлагается изобразить свой мир, используя на всех всего один лист ватмана. Анализируя переживания собственной жизни, каждый  ребёнок должен  разместить на листе свой кусочек мира. Данный способ развивает у ребят толерантность, так как «миры» соприкасаются и даже пресекаются.

       Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Во 2; 3 и 4 классах  ребята продолжали участвовать в творческих и исследовательских проектах,   выступали с позиции «художника», «исследователя», «зрителя». В построении этих занятий я включала детей в комплексные виды деятельности, активно используя занятия-проекты, занятия-исследования, занятия-мастерские, занятия-презентации, занятия-экскурсии. 

Работа с учащимися на протяжении 4 лет с применением метода коллективного проектирования с целью развития творческих способностей показала рост креативности.

Аналогичная диагностика, проведенная через четыре года, обнаружила увеличение среднего балла на 9 пунктов (с 18 баллов до 27), а у некоторых учащихся значительно больше, в частности, у Соколовой Леры с 30 баллов до 58 (при максимальном показателе – 64 балла) (приложение № 6).  Анализ  полученных данных говорит о том, что у всех учащихся уровень творческого потенциала увеличился.

Результативность опыта

Наличие творческих работ учащихся  

№№

Вид работы

Тема

2008-2009

1 кл

2009-2010

2 кл

2010-2011 

3 кл 

2011-2012

4 кл

1

КТП

«Осеннее настроение»

9 чел. 

 

 

 

2

КТП

«Заселяем теремок»

9 чел. 

 

 

 

3

КТП

«Романтическая осень»

 

9 чел. 

 

 

4

КТП

«Звездное небо»

 

9 чел

 

 

5

КТП

«Новогодняя газета»

 

9 чел. 

 

8 чел

6

КТП

«Оформление к Дню Матери»

 

9 чел

 

8 чел

7

КТП

«Птичий перезвон»

 

9 чел. 

 

8 чел

8

КТП

«Подарок ветеранам»

 

9 чел. 

9 чел

8 чел

9

КТП

«Любимым мамам»

 

 

9 чел

8 чел

10

КТП

«Передай добро по кругу»

 

 

9 чел

8 чел

11

КТП

«Сбереги елочку»

 

 

9 чел

8 чел

12

КТП

«Птичий перезвон»

 

 

9 чел

8 чел

13

КТП

«Голубые  в зорях  острова»

 

 

9 чел

 

14

КТП

«Мой Сахалин»

 

 

9 чел

 

15

КТП

«Живи, лосось!»

 

 

9 чел

8чел

 

 

Участие и результативность учащихся в конференциях,  конкурсах

Учебные года

Класс

Ф.И. ученика

Вид работы

Занятое место

Уровень соревнований

Вид достижения

2008-2009

1

Иванищева П.

Конкурс «Противопожарная безоп-ть»

3 место

Муниципальный

Грамота

2009-2010

2

Куличенко Е.

Конкурс «Живи, лосось!»

2 место

Региональный

Грамота

2010-2011

3

 

Федякова К.

Лобахина О.

 

Воробьев В.

Федякова К.

Куличенко Е.

 

 

9 человек

 

 

Литвинов, Куличенко, Воробьев, Иванищева

Конкурс «Мы за здоровое будущее»

 

 

Конкурс рисунков по произведениям А.П.Чехова

 

 

Конкурс «Живи, лосось!»

 

 

Конкурс «Дети – творцы безопас-ти»

1 место

1 место

 

2 место

1 место

1 место

 

Номинация «Лучшая коллективная работа»

 

 

Лучшая коллективная работа

Муниципальный

 

 

Региональный

 

 

 

Региональный

 

 

Муниципальный

Грамота

Грамота

 

Грамота

Грамота

Грамота

 

Грамота+

ценный подарок

 

Грамота, подарок

2011-2012

4

Лобахина О.

 

8 человек

Конкурс «Дети – творцы безопас-ти»

Конкурс «Веселый птичий перезвон»

2 место

 

1 место

Муниципальный

Муниципальный

Грамота

 

Грамота 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при систематической работе по развитию   творческих способностей можно добиться высоких результатов развития и личности каждого ребенка, способствовать его успешной социализации в обществе.