Регистрация
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем
Оскар Уайльд
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 26

Версия для слабовидящих

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В развитии личности ребенка особое место занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать  и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.

Общеобразовательные учреждения обладают достаточными возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания. Специфика  преподавания предметов культурологического цикла позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.  

Однако, « Результат образования – это  не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и  разнообразии  природы,  народов, культур,  религий», - подчеркнул  Д.Медведев в своем выступлении «Национальная образовательная инициатива: "Наша новая школа"».  

В своей работе я применяю метод коллективного проектирования на уроках изобразительного искусства и технологии. Несомненное достоинство этого метода в том, что учащиеся могут творчески и качественно выполнить индивидуальный «кусочек» работы, отвечающий общей теме. А при объединении таких «кусочков» получается значительный результат. Коллективное творчество дисциплинирует, сближает ребят, вносит здоровый дух соревнования.

Таким образом, тему своей работы я определила как «Развитие творческого начала у обучающихся на уроках изобразительного искусства через использование метода коллективного проектирования».

Одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить. Важно оказать поддержку творческому развитию детей,  помочь им найти свое место в нашем стремительном мире. Концепция модернизации Российского образования ставит перед образованием важную задачу- выявление и поддержку наиболее одаренных и талантливых детей. 

В основе моей концепции    лежат  следующие принципы:

  • Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам изобразительного искусства;
  • Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
  • В ходе обучения изобразительному искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
  • Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
  • Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
  • В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой  работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
  • Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
  • На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
  • Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
  • В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).  

Главной целью своей работы считаю формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, развитие художественно-творческих способностей. Наиболее эффективным способом достижения поставленной цели считаю использование на уроках изобразительного искусства метода коллективного проектирования.

Образовательная область «Искусство» на основе проектного метода обучения   предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

  Актуальность моей работы заключается в том, что именно творческое коллективное проектирование будет способствовать культурному и технологическому образованию, формированию художественной и технологической культуры каждого подрастающего человека.

Новизна.    Использование метода коллективного творческого проектирования способствует развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, умению работать в команде, что является одним из главных требований современного общества.

Объектом исследования являются учащиеся классов, в которых я преподаю изобразительное искусство.

Предметом исследования является образовательный процесс с применением метода коллективного проектирования.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогические особенности учащихся;
  • проанализировать научно-методическую литературу по организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства;
  • систематизировать информацию об обучении учащихся коллективной проектной деятельности;
  • разработать согласно рабочей программе перечень урочных и внеурочных коллективных проектов.

Теоретическая база  опыта представлена 10 источниками:

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /  Р.Арнхейм   – М.: Искусство, 1974. – 328с.
  • Ветлугина Н.А., Художественное творчество и ребенок  / Н.А.Ветлугина.    – М.: Педагогика, 1972. – 289с.
  • Выгодский Л.Ф. Собрание сочинений  / Л.Ф. Выгодский – М.: Педагогика, 1982. – 312с.
  • Кагаров, Е.Г. Метод проектов в школе / Е.Г.Кагаров. – М.: Брокгауз Ефрон, 2007. -182 с.
  • Морозова Л.Н. Проектная деятельность учащихся / Л.Н. Морозова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  • Павлова М.Б. метод проектов в образовании школьников / М.Б.Павлова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 178 с.
  • Трофименко К.Д., О методике преподавания изобразительного искусства в школе / К.Д. Трофименко. – М.: Просвещение,   1965. – 274 с.
  • Шпикалова Т. Я., Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс М.: Просвещение 2007
  • Якужин В.А., Педагогическая психология / В.А. Якужин. -  Полиус, 1998. – 267 с.
  • Примерная программа по изобразительному искусству, 2004

Ведущая педагогическая идея  

Процессом коллективного творчества необходимо управлять. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности развивает общую креативность в любом другом виде деятельности (науке, искусстве).     Основной педагогической идеей моей работы, является то, чтобы  урок был направлен на развитие и формирование творческого начала у учащихся, в частности, через применение метода коллективного проектирования.

 Коллективное проектирование  формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. В классно – урочной системе обучение осуществляется обычно путем проблемных заданий, ситуаций. Например: коллективный проект «Проходите в избу», выполненный учащимися  5 класса, «Вещь в городе» проект-исследование учащихся 7 класса.

 На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектной деятельностью во внеклассной работе, и учащиеся нашей школы подготовили   немало интересных и оригинальных работ. Вот некоторые темы проектов «Плакат ко Дню Матери», «Оформление кабинета к Новому году», «Поздравление Гарнизонного Дома  офицеров с днем рождения», «Часы в стиле «Этно», «С днем рождения, В.Шаинский!», «Коллективная открытка к дню Учителя». Коллективный проект – это творческая работа учащихся, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Потребность – мотив – цель – задачи – действия.

Проектная деятельность  осуществляется согласно разработанному плану:

  • Диагностика и определение проблемы  
  • Формирование идеи и создание образа – эскиза проекта
  • Программа реализации проекта
  • Определение условий реализации проекта  
  • Завершение проекта и его экспертиза

Одно из достоинств коллективного проектирования – создание в классе особой атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях творческой деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать свои творческие идеи; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.

  Длительность работы над опытом

  1. Диагностический этап:

     Путем наблюдения был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Проанализированы  противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

       Изучалась научная педагогическая, психологическая, художественная и искусствоведческая литература по выдвинутой проблеме. Были определены основанные подходы по реализации творческого развития школьников.

    2. Прогностический этап:

На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных занятий и мероприятий.

Сформулирована основная идея опыта. Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через применение метода коллективного проектирования.  

    3. Организационный этап:

 На данном этапе была подготовлена материальная база, методическая литература, дидактический материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

    4. Практический этап:

В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и занятиях кружка «Юный художник». Они позволили сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышления и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Это хорошо проявилось в участии работ детей  на школьных и районных  выставках.

 Диапазон опыта

Проводится развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержания изобразительного искусства.

Технология опыта   

Технология организации обучения исходит из имеющегося личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихся навыков рисования), постоянно

задавая и поддерживая авторскую позицию учащегося, затем переходя к освоению комплекса стратегий, параллельно знакомя детей с различными видами и направлениями искусства.  

Уже в середине 1-го класса  организую тематические выставки детских работ. На этом этапе дети не только продолжают развивать стратегии творческой деятельности, но и участвуют в проектной деятельности. В средней  школе они продолжают участвовать в творческих и исследовательских проектах в рамках курса изобразительного искусства, на уроках которого можно еще более глубоко реализовать позиции «художник», «исследователь», «зритель». В построении этих уроков включаю детей в комплексные виды деятельности, активно используя уроки-проекты, уроки-исследования, уроки-мастерские, уроки-презентации, уроки-экскурсии. 

 Ученические работы из моего методического фонда,  анализ их хороших сторон и мелких ошибок, помогают учащимся сопоставить свои способности и конечную цель работы.   В течение урока веду фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, во время которой   демонстрирую работы как лучшие, так и с ошибками для стимуляции и своевременного устранения ошибок в процессе рисования. В конце урока провожу   обсуждение индивидуальных или коллективных работ  и выставляю  оценки.

Именно такие уроки развивают у школьников наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования закладываются основы графической грамотности, способствующие развитию образного восприятия.

Желаемый интерес к работе ученики проявляют, участвуя в конкурсах, пробуя свои силы, видя конечный результат и, конечно же, сравнивая с другими.  Кружковцы закрепляют знания и умения работать с литературой, выбирают интересные и неповторимые сюжеты.

Одним из составляющих факторов в моей работе и педагогической практике, является конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказаться незамеченным и остаться без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставляющей.  Бесспорно, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.

Самой большой наградой для учителя, является успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть новая личность не способная уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее людям.

 

Результативность опыта 

В результате анализа деятельности было выявлено, что дети стремятся заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают знания по изобразительному искусству на «4» и «5» .

Было отмечено, что использование разнообразных форм и методов обучения способствовало формированию творческого интереса, улучшилось качество работ, активизировалось внимание школьников.

В процессе исследования было установлено, что количество учащихся, успевающих на «отлично» в 2006-2007 учебном году  составило 72%, в 2007-2008  году- 74%, а в 2008-2009 – 86%. Следовательно, наблюдается положительная динамика.

Анкетирование, проведенное заместителем директора  по воспитательной работе, показало высокий уровень воспитанности обучающихся.

            Ребята стали призерами  районного детского конкурса художественного и литературного творчества «Защитники Отечества».

Были победителями и призерами традиционного конкурса детского рисунка Корсаковского городского округа, участниками регионального конкурса детского художественного конкурса «Живи, лосось!», победителями и призерами областного конкурса детского рисунка по произведениям А.П.Чехова.

Периодически проводятся выставки коллективных проектов и тематические выставки.

Опыт адресован учащимся; родителям; педагогам.

Использование  данного опыта позволит получить устойчивые положительные результаты при наличии компетентных педагогических кадров и организованных творческих групп.

Метод  коллективного проектирования способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей,
  • формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.