Регистрация
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле
Ян Амос Каменский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 5

Версия для слабовидящих

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Обобщение опыта ШАСТКОВОЙ ТАТЬЯНЫ РОМАНОВНЫ, учителя начальных классов МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Раздел 1. Информация об опыте

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

 Работая по вариативным курсам традиционной системы, стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

 Предпочтение отдаю  технологии проблемного обучения.

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, тема моей работы была определена, как  «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.

Исходя из этих данных, я определила главную цель своей работы - использование технологии проблемного  обучения в начальной школе.

Реализовать поставленную цель можно, решив следующие задачи:

- дать характеристику проблемному обучению школьников с опорой на литературные источники;

- рассмотреть особенности организации проблемного обучения в начальной школе;

- рассмотреть оптимальные варианты использования данной технологии на уроках в начальной школе.

Актуальность моей работы заключается в применении технологии проблемного  обучения в начальной школе для достижения обозначенных ФГОС результатов.

Новизна изменений заключается в подборе современных эффективных технологий, способствующих развитию самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности  и формированию базовых компетентностей современного ученика. 

Объектом исследования является образовательный процесс с применением технологии проблемного обучения в начальной школе.

Предметом исследования является процесс развития самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности и формирования базовых компетентностей современного ученика через применение технологии проблемного обучения в начальной школе. 

Основная педагогическая идея моей работы  заключается в использовании возможностей технологии проблемного обучения в начальной школе, позволяющей развить самостоятельную, активную, гармоничную, инициативную личность,  обеспечить формирование базовых компетентностей современного ученика.

Этапы  работы над опытом:

 На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.
  2.  Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
  4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

На 2 этапе работы сущность технологии проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе.

           Назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их

с методами исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем то, что вызывает у него вопрос, служит проблемная ситуация. Средством её создания является учебная проблема (проблемные задача, задание, вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения

есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

         Постановка проблемы и поиски её решения являются хорошими мотивами для активной познавательной деятельности учащихся, которая требует актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

        По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;

решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;

создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

    Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: принцип проблемности является глобальным всепроникающим основанием любой человеческой деятельности. На нём сегодня построены все метатехнологии социальной политики; в области же педагогики проблемному обучению сегодня отведена довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построения ограниченного круга учебно-воспитательных задач.

Философская основа: прагматическая + приспосабливающаяся.

Методологический подход: исследовательский.

Ведущие факторы развития: биогенные (по Д. Дьюи) + социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический +

технократический, проникающий.

Вид социально-педагогической деятельности: развивающая.

Тип организации и управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + самостоятельная работа с книгой.

Преобладающие методы: проблемные.

Организационные формы: индивидуальная + групповая.

Преобладающие средства: вербальные + программированные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспитания +

антропоцентрический + деятельностно ориентированный.

Направление модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.

Категория объектов: учащиеся начальной школы.

Цели и задачи применения технологии проблемного обучения

         Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

         Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Типология проблемных ситуаций

           Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

На 3 этапе определила этапы и способы работы на уроках в начальной школе с применением технологии проблемного обучения.

I этап — постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап — перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап — «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап — отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

          Создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Способы  проблемного  обучения

Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ – побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ – организация  межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка  вопроса.

Определила структуру проблемного урока:

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

         На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

        Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

        Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

        С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

На 4 этапе применяю на уроках в начальной школе технологию проблемного обучения.

Длительность работы над опытом

В течение 4-х лет данный опыт применяется на уровне целостной системы,  задействовано 30,3 % учащихся от количества учащихся школы. В 2012-2016  количество учащихся, обучающихся по данной технологии, составило  35,5 % учащихся от количества учащихся школы.

Диапазон опыта

Проводится развитие и воспитание самостоятельной, активной, гармоничной, инициативно       личности средствами технологии проблемного обучения в системе урочной и внеурочной работы.  

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой    проблемных ситуаций.

 Технология проблемного обучения  стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1) умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3) креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

 

Раздел 3. Технология опыта

На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.
  2.  Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
  4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

Выяснила, ключевые моменты:

-  Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;

- В основе Стандарта лежит  системно - деятельностный подход, который предполагает  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

На 2 этапе работы рассмотрела виды педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • диалог культур;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • дидактическая многомерная технология;
  • групповые технологии;
  • КСО (коллективный способ обучения);
  • компетентностный подход;
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Организационные формы:

  • учебная исследовательская деятельность;
  • изготовление учебных продуктов;
  • работа в системе погружения.

На 3 этапе предполагаю, что наиболее эффективными будут технология проблемного обучения. Подробно останавливаюсь на ее изучении и апробации на уровне отдельных элементов урока.

На 4 этапе применяю на уроках технологию проблемного обучения.

На проблемно-диалогических уроках  я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю ученикам осознать учебную проблему. Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем, посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

На уроках активизирую учебно-познавательную деятельность  так, чтобы учащиеся приобретали основные навыки получения знаний и на основе этого учились  самостоятельно «добывать знания». 

Таким образом, была освоена технология проблемно-диалогического обучения, в основу которой  положена идея направленности на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и находить нестандартные варианты решения проблемы.

Таким образом, для своей работы я  использую технологию проблемного обучения, поскольку она позволяет решить проблему формирования базовых компетентностей личности достаточно эффективно.

 В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.  Это позволило сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка.

 

Раздел 4. Результативность опыта

В 2016 году опыт по проблеме «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе» был обобщен школьным методическим советом (Свидетельство об обобщении педагогического опыта МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области, 2016) 

Следовательно, применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе дает положительный результат, эффективно и, на мой взгляд, имеет большое будущее, так как способствуют развитию самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, обеспечивают формирование базовых компетентностей современного ученика, соответствующих требованиям нового образовательного Стандарта.