Регистрация
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 6

Версия для слабовидящих

Совершенствование форм и методов преподавания предмета_Обществознание_в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока

Обобщение опыта КЛЮЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ИЛЬИНИЧНЫ, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с.Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Актуальность темы самообразования: приоритетным направлением МБОУ «СОШ с. Дачное» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование я рассматриваю как необходимое условие профессионального мастерства, объединяя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя истории и обществознания.

 Задачи:

- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить опыт других педагогов;

- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

-  вести мониторинг саморазвития школьников.

 Предполагаемый  результат: 
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета.

2. Разработанные  календарно — тематического планирования с применением проектного метода на уроках обществознания.

3. Разработка  дидактических  материалов.

4. Выступление на методическом объединении.

5. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков.  

6. Организация защиты исследовательских проектов учащихся.

7. Участие в очных школьных и муниципальных олимпиадах, в дистанционных олимпиадах федерального уровня.

 

План мероприятий

Содержание работы

План мероприятий

2013 -2016 учебный год

Диагностический этап

1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 
4. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
5. Изучение опыта ведущих учителей. 

1.Изучение учебно-методической литературы в интернет - сети, в профессиональных газетах и журналах.
2. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей в области обучения и воспитания.
3. Участие в школьном методическом объединении.
4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях
5. Посещение  уроков  коллег.
  

 

 

Практический этап

1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
 

1.Самообразование:

- Курсы повышения квалификации по программе "Современные аспекты преподавания истории в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях", 108 часов.

- Семинар "Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших программы основного общего и среднего общего образования в формате ГИА (подготовка обучающихся к ГИА и ЕГЭ)"

- Августовское совещание педагогических работников образовательных учреждений Корсаковского городского округа. Выступление по теме "Система оценки достижений учащихся как фактор повышения качества знаний", 2016 г

- Семинар "Современные подходы к организации и проведению урока обществознания в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК "Алгоритм успеха", 2016 г

2. Разработка и реализация программы по предмету «Обществознание» в 5-11 классах.

3. Разработка и реализация исследовательских проектов учащихся (совместная деятельность).

4. Показательная защита исследовательских проектов учащихся в присутствии комиссии (директора, классных руководителей).

5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков.
6. Посещение родительских собраний 5-7 классов (знакомство с проектом, разработка и реализация).

7. Внедрение  тестового материала  для подготовки к участию в очных школьных и муниципальных олимпиадах, конференциях, конкурсах, во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
8. Использование возможностей Интернет для участия с обменом опыта в сетевом педагогическом сообществе.

Обобщающий этап

1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 

1.Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Обществознание» в условиях внедрения ФГОС:

Проектный метод обучения в технологии современного урока»

2. Проведение обучающего мастер – класса по теме «Проектный метод обучения в технологии современного урока».

3. Профессиональная публикация мастер – класса по теме  «Проектный метод обучения в технологии современного урока» на сайте Ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с.Дачное» (http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/).

4. Составление и реализация календарно - тематического планирования с применением проектного метода на уроках.

5. Добиться активного и результативного участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах по предмету.

6. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, работа на личном сайте.

 Презентация педагогического опыта

Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Обществознание» в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока».

Объектом исследования является процесс формирования и активизации исследовательского мышления учащихся.

Предмет исследования – метод исследовательских проектов на уроках обществознания.

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки обществознания. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие познавательной инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в изучении предмета «Обществознание» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год. Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией исследовательской деятельности.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению исследовательской работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного познавательно-исследовательского потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Ведущая педагогическая идея - Метод исследовательских проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие познавательное мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном проекте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2013 года.

Технология опыта

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика исследовательского проектирования.  Проект включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий и исследовательский подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • исследовательская направленность и значимость проекта;
  • постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно.

Принцип обучения на моих уроках таков: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас».

При работе над проектом руководствуюсь Алгоритмом проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Исследовательский

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

 

С учащимися прорабатываем основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Определение проблемы и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, требования к проекту, его описание, выбор источников, способов исполнения.

2. Исследовательский этап.

  • Сбор информации.
  • Анализ информации.
  • Сравнение и синтез собранной информации.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Анализ проделанной работы и результатов труда, оформление и защита проекта.

Учу своих воспитанников оценивать свою проектную деятельность по плану:

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, воплощение;

-аргументированность выводов;

-качество оформления проекта, соответствие стандартным требованиям.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, мне пришлось учесть проблемные моменты, которые могли неизбежно возникнуть на пути. Наиболее удачной считаю методику работы по алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проекты моих учащихся ориентированы на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникальны. Они формируют универсальные учебные действия, и поэтому эффективны. Так же они формируют опыт деятельности, и поэтому незаменимы. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих социальных отношениях.

Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, Всероссийских и международных олимпиадах школьников по обществознанию, становятся победителями и призерами.

Результаты освоения учащимися образовательных программ и достижения моих учеников размещены на моем профессиональном сайте https://infourok.ru/user/klyueva-svetlana-ilinichna/progress